?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Корея - это страна, где у меня очень часто появляются мысли вроде "как хорошо, что я выросла не тут", "спасибо, родители, за мое счастливое детство и воспитание", "бедные корейцы, как можно так жить".
Сейчас я попытаюсь как-нибудь последовательно написать, почему же так.

В общем, отталкиваясь  от факта, что Корея - это для нашего западного менталитета совсем другая планета, я не хочу ничего и никого судить, тут все просто "по-другому".Но с моей колокольни, как и с колокольни практически любого человека, выросшего в нашей стороне Земли - многое тут выглядит вполне себе странно и удержаться от  оценки очень сложно. Выше своей колокольни  я не вижу, детей у меня нет, в школе я не работаю и информации ограниченное количество, так что не воспринимайте все за чистую монету, это больше субъективная картина.

Так  вот, в Корее существует такой феномен как "교육열" (кёюк ёль), где кёюк - это образование, а ёль - это жар. Т.е. такой "образовательный жар", стремление, страсть к образованию. И страсти этой подвержена вся страна.
В зависимости от достатка семьи, степени прогресса этого "образовательного жара" в голове мамаш ребенок может ощутить на себе это уже начиная с 3го года жизни.

В Корее система построена так:
Как и везде, тут есть государственные и частные общеобразовательные учреждения. Т.е. обычные детские сады, школы +  частные школы (куда очень сложно поступить, очень дорого, но очень престижно), и Хагвоны (частные образовательные центры, типа курсов). Есть еще альтернативные образовательные учреждения (типа детских садов и школ Монтессори и тп, но это уже полный маргинализм и очень небольшой процент родителей на это идет). И есть еще специализированные дет сады и школы при некоторых университетах (при техническом университете например есть детский сад с упором в науку и тп).

Детсад


Так вот, начиная с 3х лет ребенку с детством уже как повезет. Многие родители просто решат, что лет до 7 у ребенка должно быть детство и отдадут его в обычный детсад, а некоторые уже решат, что пора учить английский углубленно, начинать математику и что-нибудь еще. И уже тогда ребенок познает, что такое "образование с утра до вечера". Честно, не видела детских садов тут изнутри, так что как идет жизнь там я не знаю, но то, что дети уже в 4-5 сидят с учителями английского по 2 часа или 3 - это факт, я в Беларуси тоже имела дело с корейскими 5летками, у которых после детсада был расписан каждый час свободного времени.

Начальная школа


Тут, насколько корейцы говорят, все еще вполне нормально. Сидят они в школе не до ночи, время свободное есть.  И учитель начальной школы - одна из самых престижных профессий среди женщин, потому что стресса и работы не особо много, а зп нормальная и каникулы есть. Кстати, тут в отличие от нас Учитель  и врач - две самые уважаемые в обществе профессии.
Но опять же уже во времена начальной школы у многих школьников расписано все свободное время по курсам. Практически все дети в Корее в детстве изучают тэквондо, пианино (некоторые классическую гитару) и английский. Частные курсы - тот еще цветущий бизнес тут.

Средняя школа  и дальше


Вот тут уже начинается все для большинства корейского населения, даже для тех, кто не парился сильно до этого. Школьные занятия с утра до вечера, после этого сразу же Хагвоны до 10 ночи, где школьники нагружаются дополнительными занятиями по математике, иероглифике, английскому, кто-то еще музыке и т.п. Кстати раньше они сидели в хагвонах и до 12 ночи, и дольше, но государство в какой-то момент признало это перебором и стало проводить рейды и искать школьников, которые ботанят после 10 и отправлять домой. Но и дома они часто еще продолжают учиться до 2 ночи. Ложатся в 3, встают в 7.

В общем, посмотрите это видео.Корейский школьник сам вам все расскажет.



Все это делается для поступления в престижные универы. Потому что престиж  твоего университета тут определяет очень многое. Тут считают, что чем больше зубаришь - тем больше шанс на успех.  И в Корее во многом это так и работает. Оценки - это серьезно. Ну и на любую работу выше уровня завода ты сдаешь не только собеседование, но сначала  - большой  письменный экзамен. В Самсунге например часть экзамена - решить 80 задач за 90 минут, и тут к этим тестам на работу люди годами готовятся, с универских лет.


Однако эта постоянного зависания в Хагвонах помимо коллосального стресса и отсутствия личной жизни, не говоря уже об ударах по кошельку родителей, представляет и большие угрозы системе стандартного образования. Ученики начинают на частных уроках проходить материал вперед, например в школе на математике вы проходите параграф 3, а в хагвоне уже нарешали до 9. А если ты не ходишь в хагвоны, то отстаешь от сверстников,  а отставать в Корее нельзя, слишком большой дух соревнования, поэтому все ходят. Поэтому в школах многие дети сходят с ума и учителя страдают тоже, только потому, что многим детям уже нечего учить на их уроках и они не могут проявлять внимание  и уважение к учителю при таком условии.
Государство эту развитую систему хагвонов уже искоренить не может.. Да и первые, кто восстают против - родители. Был тут один мэр, который пытался сократить нагрузку на школьников и ввести больше спортивных занятий и занятий по интересам, так родители так разозлились, что пошли на митинги и мэру пришлось быстренько свернуть свои благие помыслы.

Ну и все образование построено не на понимании и креатвном мышлении,а на зубрежке. Поэтому по итогам всей этой многочасовой зубрежки они очень хорошо развивают робо-навыки, но очень плохо у них получается если дело касается чего-то, о чем надо подумать и высказать свое мнение или креативных задач. Минус такой системы нам, как иностранцам, больше всего виден в их уровне владения английским. Потому что вроде если зубаришь с 3 лет английский по 15 часов в неделю и в основном с нейтив-спикерами, то в 23 уже должен как-никак, но говорить. Но есть много таких, кто не может связать и пары слов. Т.е читают они хорошо, пишут еще более-менее понятно, этому зубрежка помогла. Но умению разговаривать на языке зубрежка сильно не помогает, поэтому с этим большой застой.
Однако плюсы тоже есть. Этой всей системой, например, очень хорошо воспитывается средний сегмент офисных работников, которые выполняют бесприкословно все и старательно.

Конечно, вся эта система дает какие-то плоды, корейцы занимают очень высокие места по показателям академических достижений в математике, чтении, других предметах. Большинство умеет петь/ танцевать/ на чем-то играть либо еще какую развлекуху творить на сцене. Без этого тут сложно быть полноценным членом общества. (У соседки в группе недавно выбирали, кто будет выступать на концерте ко Дню Учителя. Так профессор просто написал имена всех учеников и достал одну бумажк. Т.е. тут они даже не допускают, что может быть кто-то, кому нечего показать на сцене).

Вот например статистика с Guardian за 2012


В каких-то сферах они конечно те еще молодцы, но в каких-то - полный ноль. Например с общей эрудицией тут в основном плохо. У нас, иностранцев, есть тут своеобразное некорректное развлечение - это задавать корейцам вопросы из разряда тех, ответы на которые у нас знает каждый первоклашка. Типа "какая самая большая страна в мире?" или "а кто такой Шекспир? а Сократ? а когда была Вторая мировая война?" и когда они не знают ответов, ты сидишь и думаешь, а что же вы там учите с 8 утра до 12 ночи каждый день 12 лет? Очень хочется заглянуть в эти учебные программы.
Они кстати до сих пор упорно отказываются верить, что в России не постоянная зима. Но с георгафией тут вообще огромные проблемы, это отдельная история).

Видимо, разные цели образования. У нас в школьных программах везде так и написано, цель образования - воспитать разносторонее-развитую личность. Тут до школьных программ у меня руки не доходили пока, не знаю.
Вообще, из всего вытекает главный, больше риторический вопрос: стоит ли все это того? Кто-то за, кто-то против. Корейцы, которые через это проходят в основном сами против, но как только дело доходит до их детей, сразу же взгляд меняется. Потому что они видят в этом единственный способ преуспеть для своего чада. Однако самоубийств среди школьников и студентов от слишком большого учебного стресса очень много и с каждым годом все больше.


В общем, только и вспоминается, что Pink Floyd

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
aeronastya
May. 19th, 2015 11:05 am (UTC)
Очень интересно, как и всегда!
Сложно сказать, как "правильнее". Вот с нашей-то колокольни они реально инопланетяне. А с другой стороны, сильно ли в жизни помогает разностороннее развитие (если ты, конечно, не играешь в интеллектуальные игры :-))?
e_erie
May. 25th, 2015 11:51 pm (UTC)
спасибо))
не помогло еще пока, кроме конечно чгк и разговоров с людьми поумнее меня и постарше))) наоборот иногда мешает быть "сильно умной", потому что начинаешь всем что-то объяснять и не можешь остановиться)).

Edited at 2015-05-25 11:55 pm (UTC)
aeronastya
May. 26th, 2015 10:56 am (UTC)
>>>начинаешь всем что-то объяснять и не можешь остановиться)).
:-D
Yury Lavresh
May. 19th, 2015 12:29 pm (UTC)
Крутая статья от КМ!
Очень интересная статья, я так себе корейцев\японцев и представлял. Хотя хз как там у японцев. Экономика же работает, экономика глобальная и корейцы занимают свою нишу то что они могут делать ок и по 12 часов в день. Почти на всех креативных высоких постах стоят европейцы, короче не корецейцы. Достаточно посмотреть на дизайнеров КИА и тд (загуглить дизайнеры киа и нажать фоточки).

И да спасибо РБ за наше образование, вроде каг

КМ давай ещё про Корейю! Реще!

Edited at 2015-05-19 12:38 pm (UTC)
e_erie
May. 25th, 2015 11:53 pm (UTC)
Re: Крутая статья от КМ!
Но конкретно в Корее обычно они очень не любят пускать иностранцев выше средней ступени развития. На креативные должности может еще со скрипом. Но руководящие - вход закрыт.
darth_raziel
May. 19th, 2015 01:50 pm (UTC)
Хорошо, что я не кореец.

Годный пост, пеши исчо.
e_erie
May. 25th, 2015 11:57 pm (UTC)
ну я тоже иногда радуюсь, но кто знает). спасибо, напешу исчо))
( 7 comments — Leave a comment )